Любимые картины Достоевского

26 января 2022

Что великий писатель говорил об искусстве

001_Любимые картины Достоевского
Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского, 1872 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

В ноябре 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В честь этого Русский музей, давним партнером которого выступает банк ВТБ, организовал выставку. Она проходит в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского до 14 февраля. В центре экспозиции — картины, которые много значили для Достоевского на разных этапах его жизни.


Реальные картины в великих романах

В литературном творчестве Достоевского живопись играет не последнюю роль. В журнале «Дневник писателя», который Достоевский вел в конце 1870-х, Федор Михайлович публиковал, помимо всего прочего, рецензии на картины и делал зарисовки литературных персонажей на полях. А в романах Достоевского нередко герои рассуждают о реально существующих полотнах.

01_Любимые картины Достоевского
Ганс Гольбейн Младший. «Мертвый Христос в гробу», 1521–1522 годы, Художественный музей, Базель © Public domain

Картину «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего обсуждают в романе «Идиот» князь Лев Мышкин и Парфен Рогожин:

«…это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу <...>

— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин <...>

— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!

— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин».

Этот отрывок подтверждает ту мысль, что князь Мышкин во многом списан с самого Достоевского. Федор Михайлович впервые увидел картину Гольбейна в Швейцарии, в Базельском художественном музее. Произведение настолько поразило писателя, что его жена Анна Григорьевна даже переживала, как бы у супруга не начался эпилептический припадок (Достоевский страдал от эпилепсии).


«Подросток» и «Пейзаж с Ацисом и Галатеей»

02_Любимые картины Достоевского
Клод Лоррен. «Пейзаж с Ацисом и Галатеей», 1657 год, Галерея старых мастеров, Дрезден © Public domain

В романе «Подросток» главному герою Андрею Версилову снится сон. Во сне он видит одну из любимых картин Федора Достоевского — «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Клода Лоррена.

В основе картины — миф о том, как морская нимфа Галатея влюбилась в прекрасного молодого человека по имени Ацис и отказала циклопу Полифему. Полифем был оскорблен и из ревности раздавил Ациса камнем. Галатея же превратила кровь любимого в реку Аци, чтобы дух Ациса жил вечно. На картине Лоррена Ацис еще жив: он вместе с Галатеей прячется от Полифема за шатром.

В «Подростке» «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» — символ гармонии, райской жизни на земле. Версилов называет эту картину золотым веком. И так называл ее сам Достоевский. Из воспоминаний Анны Достоевской мы знаем, что Федор Михайлович регулярно посещал галерею в Дрездене, особенно долго изучал пейзажи Клода Лоррена и говорил, что они — золотой век.


«Братья Карамазовы» и «Созерцатель»

03_Любимые картины Достоевского
Иван Крамской. «Созерцатель», 1876 год, Музей русского искусства, Киев © Public domain

Картина Ивана Крамского «Созерцатель» помогла Достоевскому описать характер Павла Смердякова, одного из центральных персонажей романа «Братья Карамазовы». Смердяков — повар и слуга помещика Федора Карамазова. По слухам, он — незаконнорожденный сын Карамазова от юродивой Лизаветы Смердящей. Страдает эпилепсией.

На картине Крамского — крестьянин, который стоит в зимнем лесу. Одет просто и не по погоде, ему явно холодно. Он глубоко о чем-то задумался. Вот как описывается картина в «Братьях Карамазовых»:

«Физиономист, вглядевшись в него [Павла Смердякова], сказал бы, что тут ни думы, ни мысли нет, а так, какое-то созерцание. У живописца Крамского есть одна замечательная картина под названием „Созерцатель“: изображен лес зимой, и в лесу, на дороге, в оборванном кафтанишке и лаптишках стоит один-одинешенек, в глубочайшем уединении забредший мужичонко, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то „созерцает“. Если б его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас, точно проснувшись, но ничего не понимая. Правда, сейчас бы и очнулся, а спросили бы его, о чем он это стоял и думал, то наверно бы ничего не припомнил, но зато наверно бы затаил в себе то впечатление, под которым находился во время своего созерцания. Впечатления же эти ему дороги, и он наверно их копит, неприметно и даже не сознавая, — для чего и зачем, конечно, тоже не знает: может, вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а  может быть, случится и то и другое вместе».

Художественные критики считают, что образ Смердякова, раскрывающийся еще глубже через картину Крамского, — это предостережение Достоевского. Писатель хотел подчеркнуть, насколько непредсказуемым и внезапным может быть народный гнев.


Достоевский — арт-критик

Федор Михайлович часто высказывался о картинах в своих публицистических сочинениях. Какие-то произведения он щедро хвалил, какие-то — нещадно ругал.


«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу»

04_Любимые картины Достоевского
Федор Бронников. «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу», 1869 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Из дневников Ф.М. Достоевского, 1873 год:

«Надо побольше смелости нашим художникам, побольше самостоятельности мысли и, может быть, побольше образования. Вот почему, я думаю, страдает и наш исторический род, который как-то затих. По-видимому, современные наши художники даже боятся исторического рода живописи и ударились в жанр как в единый истинный и законный исход всякого дарования <...> Вот, например, „Гимн пифагорейцев“ Бронникова: иной художник-жанрист (и даже из самых талантливых) удивится даже, как возможно современному художнику хвататься за такие темы. А между тем такие темы (почти фантастические) так же действительны и так же необходимы искусству и человеку, как и текущая действительность».


«Привал арестантов»

05_Любимые картины Достоевского
Валерий Якоби. «Привал арестантов», 1861 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Из рассуждений перед отправкой картин русских живописцев на Международную выставку в Вену:

«Картина поражает удивительною верностью. Все точно так бывает и в природе, как представлено художником на картине, если смотреть на природу, так сказать, только снаружи. Зритель действительно видит на картине г. Якоби настоящих арестантов, так как видел бы их, например, в зеркале или в фотографии, раскрашенной потом с большим знанием дела. Но это-то и есть отсутствие художества. Фотографический снимок и отражение в зеркале — далеко еще не художественные произведения».


«Проповедь в селе»

06_Любимые картины Достоевского
Василий Перов. «Проповедь в селе», 1861 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Из тех же рассуждений перед отправкой картин русских художников на Международную выставку в Вену:

«„Проповедь в селе“ гоподина Перова отличается очаровательною наивностью. Тут почти все правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту: и мужики, и бабы, и заснувший помещик, и ясное небо, и крестный ход, и ребятишки».

Любимая Мадонна

07_Любимые картины Достоевского
Рафаэль Санти. «Сикстинская мадонна», 1512–1513 годы, Галерея старых мастеров, Дрезден © Public domain

Особенное место в сердце Достоевского занимала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти. Анна Григорьевна вспоминала, что Достоевский мог смотреть на «Мадонну» «часами, умиленный и растроганный». Писатель даже брал стоявший в галерее Дрездена стул и забирался на него с ногами, чтобы получше рассмотреть произведение искусства.

Анна Григорьевна, зная увлечение мужа, раздобыла и подарила ему несколько фотографий картины. Сейчас они хранятся в Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля. А в 1879 году Софья Толстая, вдова Алексея Толстого, подарила Достоевскому на день рождения литографию неизвестного автора с изображением Мадонны.

Федор Михайлович повесил литографию Мадонны в своем кабинете над диваном, на котором работал и отдыхал. И на этом же диване, рядом с любимой Мадонной и в окружении любящей семьи, он встретил свою смерть в 1881 году.

Поделитесь с друзьями:
Вконтакте Твиттер Одноклассники LiveJournal МойМир Эл. почта
Подписаться на новости раздела «Культура»
Материалы по теме

28 сентября 2020

<p>Очень культурный путеводитель по Питеру</p>
Петербург меценатов Русского музея

Очень культурный путеводитель по Питеру

6 июля 2020

<p>Собрание, прошедшее через войны и революции</p>
Русский музей: история коллекции

Собрание, прошедшее через войны и революции

Все новости